В Дновском районе 18 июня 2016 года установлено место падения самолета Як-1, на котором 7 июля 1941 года при возвращении на аэродром Гривочки был подбит летчик 158 ИАП Горбачевский. Остался жив. Прошел всю войну. Был удостоен звания Героя Советского Союза
18 июня, в день, когда на окраине города Порхова тысячи жителей и гостей земли псковской принимали участие в открытии Мемориала на месте лагеря военнопленных и мирного населения «Дулаг-100», в Дновском районе, в лесной глуши на левом берегу реки Полонка напротив деревни Староселок поисковики «Центра воинской славы Псковской области» совместно с поисковым отрядом «Дновский крест» занимались поиском обломков самолета, на которых могли сохраниться какие-то номера.
Сведения о том, что в этом месте в первые дни войны упал истребитель поступили в «Центр воинской славы Псковской области» еще в 2013 году. Тогда же, 29 декабря 2013 года, была произведена разведка местности, во время которой были найдены мелочь от фюзеляжа, 20 мм гильза ШВАК 1938 года, части приборов. Самая главная находка той разведки – лючок с номером 1812. Константин Буевич, заместитель руководителя «Центра воинской славы Псковской области» сразу предположил, что это лючок самолета Як-1. Эта информация была размещена на форуме поисковиков.
Детали самолёта, найденные на месте падения
Спустя полчаса ветеран по-искового движения России, корифей в области авиационной военной техники Илья Прокофьев сообщил всем форумчанам, что с большой долей вероятности поисковики натолкнулись на кусок с номером самолета младшего лейтенанта Горбачевского, летчика 158 ИАП 39 ИАД ВВС ЛФ (158 ИАП с 5 июля 1941 года базировался на аэродроме Гривочки). Самолет Як-1 № 1812 с мотором М-105 №115-359, 7 июля 1941 года сбит в воздушном бою в районе аэродрома Гривочки, сгорел при выполнении б\з, летчик Горбачевский остался жив, выпрыгнул на парашюте. Этот Як-1 был передан в 158 ИАП 8 июня 1941 года.
Но для 100-процентной уверенности, что это самолет Горбачев-ского, надо было найти какую-то деталь, содержащую номер мотора…
И такую деталь 18 июня 2016 года поисковики нашли – на небольшом обломке мотора оказался искомый номер 115-359. Таким образом было подтверждено, что это действительно Як-1 младшего лейтенанта Горбачевского. Особо надо отметить, что это была одна из первых потерь самолета Як-1.
Найденные предметы будут переданы «Центром воинской славы Псковской области» в музей поискового отряда «Дновский крест».
Александр Иванович Горбачевский (1918-1989) — полковник Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1944)
Александр Горбачевский родился 20 сентября 1918 года в селе Лукашовка (ныне – Первомайский район Николаевской области Украины) в рабочей семье. Учился в Батумском индустриальном техникуме. В 1938 году Горбачевский был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1940 году он окончил военную авиационную школу пилотов. Служил в ВВС Ленинградского военного округа.
С июня 1941 года – в действующей армии на фронтах Великой Отечественной войны.
С июня 1941 года по сентябрь 1941 года младший лейтенант А.И. Горбачевский сражался в 158-м ИАП (истребительном авиаполку) в должности летчика, летал на И-16 и Як-1.
С сентября по ноябрь 1941 года – в 17-м ИАП. В ноябре 1941 года направлен командиром звена в 154-й ИАП (22 ноября 1942 года преобразован в 29-й Гвардейский ИАП). Летал на американских Р-40 («Томагаук» и «Киттихаук»), Як-7 и Як-9, где и прослужил по май 1945 года. На истребителе американского производства – «Киттихаук» Горбачев-ский одержал несколько ярких побед. Одна была наиболее памятной – после долгого получасового преследования на предельном радиусе он сбил бомбардировщик Хе-111, прицельными очередями выведя из строя стрелков бомбардировщика.
17 июня 1943 года командир эскадрильи 29-го Гвардейского истребительного авиационного полка (275-я истребительная авиа-ционная дивизия, 13-я Воздушная армия, Ленинградский фронт), Гвардии капитан А.И. Горбачевский сбит в воздушном бою и выбросился с парашютом, при ударе о стабилизатор самолёта получил тяжелые травмы. После длительного лечения вернулся в полк, но на боевые задания более не летал. К тому времени он совершил 386 боевых вылетов, принял участие в 78 воздушных боях, сбив 16 самолётов противника лично и ещё 7 – в группе. По воспоминаниям его однополчан, Александр Горбачевский относительно высокого для истребителя роста (178 см), худой и ладный, отличался исключительным спокойствием и невозмутимостью, буквально преображаясь в воздухе, пилотировал и маневрировал резко, атаковал решительно и настойчиво, стрелял короткими очередями с самых малых дистанций.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» гвардии капитан Александр Горбачевский был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за № 3200.
После окончания войны Горбачевский продолжил службу в военно-воздушных силах. Окончил 2 курса Военно-Воздушной академии. Был командиром полка, заместителем командира дивизии. В 1961 году в звании Гвардии полковника он был уволен в запас. Жил и работал в столице Карелии городе Петрозаводске. Умер 8 декабря 1989 года, похоронен на Сулажгорском кладбище Петрозаводска.
Награждён орденами: Ленина (04.02.1944), Красного Знамени (13.02.1943), Отечественной войны 1-й степени (20.01.1943, 11.03.1985), Красной Звезды; медалями.
Сергей ЕГОРОВ,
член Российского Военно-исторического общества