Интервью с одним из известных профессиональных фотографов Псковской области Александром Сидоренко
В коридоре редакции находится фотография молодого человека в тельняшке, по пояс в темной воде, с фотоаппаратом. Это ведет фотонаблюдение Александр Сидоренко. А дальше на стенах висят его работы за подписями: «Кулак Родины», «Опасная работа», «Старт», «Жизнь продолжается». Фотографии были сделаны несколько лет назад и когда-то представлены на фотоконкурсе Ассоциации СМИ Псковской области. Тогда Александр работал в «Комсомольской правде».
– Александр, как тебе такое отношение к твоему творчеству в родном Дно?
– Я бывал в редакции Дновской районки и с удовольствием рассмат-ривал висящие там фотографии. Как они туда попали, я и не знаю. Их когда-то давно на конкурс даже без моего ведома отправили, а потому я был удивлен, увидев их однажды в коридоре «Дновца». А вот фотографию, где я по пояс в воде, сделал нынешний редактор ПАИ Сергей Васильев. Я там растворяюсь в мутной воде, а потому многие в соцсетях думают, что это фотошоп. Более того, этот снимок можно найти во всех фотоподборках типа «Куда только не заберется фотограф ради удачного кадра». А если кому интересно, я снимаю подводных фотографов, вылезающих из воды с аквалангами и подводными камерами.
– Расскажи, каким образом ты связан с Дно? Кто твои родители? Где работали, живут ли еще тут? Где в Дно ты жил? Сколько? Где учился (школа, например)? Когда уехал и почему?
– С Дно я связан прямее некуда. Я здесь родился. Здесь жили мои родители, здесь похоронены мои бабушка и дедушка по отцовской линии, а потому я частенько наведываюсь на кладбище. Вообще, наша семья – потомственные железнодорожники. Дед, бабуля, отец, мама, сестра, муж сестры и многие многие другие. Я тоже успел отдать свои два года «железке», замещая сестру на должности экономиста ШЧ.
Из Дно мы переехали в 1990 году, когда отцу дали повышение в Псков. Так мы оказались в столице региона.
Тем не менее, я прекрасно помню мое дновское детсво. Жили мы на Заводской, д. 1. Тогда микрорайон состоял всего из 2-х домов, но вокруг «кипели» стройки. Мы с пацанами воровали строительные патроны и подкидывали их в горячие кучи шлака из кочегарки. Учился я во 2-й школе до 4-го класса, а потом мы переехали.
– Какие воспоминания тебя связывают с Дно?
– Воспоминания, конечно же, все детские. А потому самые светлые. Тут и игры во дворе, и поездки на дачу в Белошкино на поезде. Помню, в этом поезде мне однажды палец сильно прищемили. Врач попался садист. Сдирал мне ноготь без наркоза. Запомнил на всю жизнь.
Почти забыл сказать о самом главном. Когда мне было 7 лет, у нас во дворе появился фотокружок. Я в него записался и исправно ходил. Потом родители подарили мне фотоаппарат. Я бегал в ДДТ («Дновский дом торговли» – авт.) за пленками. Там был целый отдел для фотодела с реактивами и фотобумагой. Я был большой спец в этом. И сейчас могу в полной темноте завернуть пленку в проявочный бачок. Так я стал фотографом в первый раз.
Потом я перефотографировал постеры боевиков и продавал друзьям, кто не умел этого делать. Наживы в этом не было. Брал по себестоимости.
– Приезжаешь ли в родной город, где бываешь, с кем общаешься из дновских?
– В Дно приезжаем теперь только на кладбище. Детских друзей уже и не найти будет. Есть другие знакомые из Дно, но они живут в Пскове.
– Где ты работаешь сейчас? Может быть, в каких-то интересных проектах участвуешь?
– Работаю я сейчас в ПАИ и, как говорится, на себя. В Псковском агентстве информации больше даже не снимаю, а делаю несколько проектов, в которых приходится не только фотографировать, но снимать и монтировать видео, да еще и писать. Современный журналист должен быть многофунк-
циональным. Так считает наш редактор, хотя я все же за узкий профиль. Помимо фотографий я веду на ПАИ проекты, связанные с автомобилями, а также подрядился раскручивать Чемпионат по автомногоборью. Кстати, в Дно можно провести совершенно шикарный этап любительских автогонок. Но для этого в Дно должны появиться автолюбители, заряженные на автоспорт.
– Расскажи, как стать фотографом (подробная инструкция для желающих последовать твоему примеру).
– По поводу того, как стать фотографом. Тут надо задать себе главный вопрос: «А тебе это надо?». Это только кажется легко и просто, и деньги дармовые. На самом деле фотографов сейчас каждый второй, а вот выдерживают конкуренцию немногие. Миф о хорошей жизни фотографов создается 10-кой успешных фотографов, но есть еще 500 неудавшихся по разным причинам. Самое обидное, что талант тут не играет роли, только упорство, чувство вкуса и в меру наглость. Тот же шоубизнес, только по другую сторону объектива. Это честно. Ну а если все же «чешется», то надо сначала изучить теорию, смотреть на лучших из лучших, тренировать взгляд и руки, учить правила композиции, не ограничивая себя композиционной решеткой. Ну тогда через пару лет, может, что-то и получится.
Сейчас лучше иметь прямые руки, чем прямые глаза. Я бы хотел быть высококлассным автомехаником. Возможно, на пенсии этим и займусь.
– Как увлекся путешествиями? Где был и что впечатляло?
– Тут я вообще не образец для подражания. Просто у меня все случилось не как у нормальных людей. Я до 30 лет вообще никуда не ездил, а зря. Очень жалею сейчас об упущенных годах. Первый раз я случайно оказался на маленьком 6-местном катере в 2-недельном плавании по рекам и озерам из Питера в Карелию и обратно. Потом я сделал загран-паспорт и поехал в Таллинн. Там-то мне крышу и сорвало. Я понял, что есть места вообще не такие, как у нас, и мне они очень интересные. Дальше были разные страны Прибалтики. Однаж-ды меня на новый год пригласили друзья в Таиланд. Ну я купил билет на последние деньги, нашел кому сдать квартиру и улетел. Прожил там 3 месяца. Надоело, и пошел автостопом в Малайзию. Это вообще можно отдельно еще страниц на 10 написать обо всем, что там со мной было. Скажу кратко: Азия – это другой мир, очень интересный. По приезду попал в экспедицию к Александру Васильеву. Потом и во вторую. Получилось проехать и поработать вместе с ним на протяжении 40 000 км – столько мы проехали суммарно за 2 экспедиции. Видел почти всю Россию, а потому люб-лю ее намного больше, чем раньше.
– Какие места в Дновском районе могли бы быть объектом твоей фотосессии и почему?
– По поводу мест для фотосъемки скажу так: некрасивых мест не бывает. Надо просто уметь видеть красоту, а касательно фотографии, еще и уметь ею распорядиться правильно. Увы, географию Дновского района я знаю плохо, но если кто-то меня заинтересует чем-то необычным, я с радостью подорвусь.
Надежда ЛИЩЕНКО,
фото из соц.сетей