Претендент на победу в номинации «Учитель года» – Жанна Сергеевна Михайлова
«Я себя лучшей не считаю, вокруг меня работает много достойных людей», – предупреждает удивленная новостью об участии в редакционном конкурсе Жанна Сергеевна в момент знакомства.
Родилась она 12 февраля 1964 года в Пскове в семье военнослужащего. Папа служил в войсковой части в Крестах, мама работала инженером на заводе. Когда Жанне было 10 лет, отец погиб при исполнении служебного задания на военном самолёте в Витебской области.
Из детства остались яркие воспоминания об отце у Жанны, потому что почти всё время она проводила с ним. В то время в садик ребёнка было трудно устроить, так отец брал её на службу. С ней сидели солдаты, кушать водили в солдатскую столовую. За всю свою сознательную жизнь, пока жив был отец, он наказал Жанну всего один раз. Но запомнила она наказание на всю жизнь. В военном городке началась стройка многоэтажного дома, и дети любили играть и бегать там. Однажды Жанна заигралась на стройке до часу ночи. Отец поднял все свои связи и, конечно, нашёл «потеряшку». А дома положил её на скамейку и широким солдатским ремнём выпорол её. В то время было Жанне 6 лет, но до сих пор она помнит, как было больно и обидно. Бабушка говорила ей: «Не плачь, получила по заслугам правильно. Ведь мы все чуть с ума не сошли, пока тебя нашли!». Жанна ответила: «Я больше не буду с ними жить!». Отец больше никогда дочку свою не трогал, но и она после такого наказания никакого повода не давала ему.
С детства отец приучал Жанну к мужской работе, поэтому она умела и гвоздь забить, и могла ремонтировать бытовую технику и даже справиться с ремонтом сантехники. А ещё он любил брать её в лыжные походы. Солдаты бегут на лыжах, и она старается от них не отставать. В 9 лет отец подарил Жанне коньки «канадки», и она с удовольствием каталась на них. А вот велосипеда у неё так и не было. В то время велосипед считался роскошью.
В школу Жанна пошла в Любятово, а затем перешла в школу
№ 18 г. Пскова. После папиной гибели маме дали квартиру в районе железнодорожного вокзала. Маме было 30 лет, когда погиб отец. Замуж она второй раз так и не вышла.
Бабушка Жанны жила на станции Берёзка, а работала в железнодорожной больнице. Маленькая Жанна часто гостила в деревне у бабушки. Именно там она и насмотрелась, как бабушка лечила своих соседей, то делая им уколы, то измеряя давление. Вот тогда сама Жанна решила – буду врачом, чтобы помогать всем людям!
Учась в школе, Жанна полюбила биологию и химию. Была призёром в Пскове по биологии в своей возрастной группе. Но мама поставила её перед таким выбором: или педагогический институт или политехнический, а больше никуда не хотела отпускать дочь.
Так, Жанна решила поступать на естественно-географический факультет. Она сдала экзамены по химии и биологии на «отлично». В то время по условиям приёма в институт для поступления достаточно было сдать два профильных предмета на «пять», чтобы поступить в вуз, и тогда не нужно было сдавать дополнительные экзамены.
Обучаясь в институте, все пять лет Жанна занималась в «эмбрио-логическом» кружке при нём. Её работа над волховским сигом (ценная промысловая рыба) из наблюдений переросла сначала в курсовую, а затем стала её дипломным исследованием.
Ребята ездили на Волховский рыбзавод, брали там икру и привозили в лабораторию института в специальных термосах. Всем кружком раскладывали по сто икринок в чаши, осторожно перекладывая их пипеткой. Задача Жанны была выбрать экспериментально условия для лучшей инкубации икры этой рыбы. Она готовила специальные растворы солей из кобальта, марганца, цинка. Затем в этих растворах промывала икру и при определённой температуре выдерживала ее до появления личинок рыбы. Далее начинался другой сложный процесс под микроскопом. Жанна измеряла все параметры личинок: величину глаза, головы и другие характеристики, делала статистическую обработку данных.
Окончив институт с красным дипломом, Жанне дали направление в аспирантуру. Но поступить туда можно было, только обязательно отработав три года в школе. По распределению Жанна была первая, и она выбрала единственную среднюю школу из предложенного списка. Это была Искровская средняя школа Дновского района. После успешного окончания института Жанна с подругами решили съездить отдохнуть в Прибалтику. Только вот путёвка заканчивалась 18 августа, а на работу ей нужно было прибыть 15. Она позвонила в управление образования г. Дно. На вопрос: «Можно ли задержаться на три дня?» ей ответила Татьяна Владимировна Петровская: «Что вы, девушка, школа – это очень серьёзно!». Поэтому 15 августа от института на автобусе она направилась в город Дно. В те времена всех студентов развозили по всем районам, торжественно отправляя их от здания института.
Приехав в Дно и придя в управление образования, Жанна Сергеевна отдала направление и свой диплом. Там очень удивились и посетовали: «С красным дипломом и в деревню?». Но её уже ждала директор Искровской средней школы Нина Ивановна Шестопал. Она сразу взяла Жанну в «оборот», и они направились в редакцию газеты «Заветы Ильича» за круглый стол. Там собирали всех приехавших молодых специалистов в район. Поздравляли их и произносили напутственные слова. Вместе с Жанной в район приехал ещё один новый специалист – Елена Вячеславовна Иванова, учитель начальных классов. За круглым столом молодым специалистам задали вопрос: «Как вам наш город, понравился?». – «Здесь даже сходить некуда, я тут долго не задержусь», – ответила Елена. Ошиблись: в этом году будет 30 лет, как обе всё ещё задерживаются в нашем районе!
Преподавательница института часто Жанне звонила. И почти сразу вынесла вердикт ей: «В аспирантуру не попадёшь точно, какой-нибудь деревенский парень тебя охомутает, и конец научной работе».
Ведь как в воду глядела! Сначала Жанну с подругой поселили на 15 дней в интернате. Почти в первый же день за солью к ним пришли местные молодые люди. Видно, соль с приездом молодых специалистов сразу закончилась в деревенском магазине! Парни не только соль одолжили, но и пригласили девчонок прогуляться в красивом парке.
Вечером разожгли костерок и на нём жарили дичь. Для них, девчонок из города, всё было необычно и романтично. На следующий день парни пригласили их на охоту, взяв с собой ружья, убили барсука. Так как Жанна была биологом, юноши устроили ей экзамен, выпытывая, какого же пола был барсук. Но она успешно сдала экзамен, ответив на все вопросы. Затем стреляли по банкам, и опять её ждал успех: она с детства выбивала в тире 46 очков из 50. Молодые люди стали встречаться, а через год Жанна вышла замуж за Алексея, за того парня, у которого не оказалось соли!
Свадьба была деревенская, народу было много. Жанна вспоминает, как в час ночи перед свадьбой разливала холодец по тарелкам. Отмечали свадьбу в совхозной столовой, было весело!
В школе Жанну встретил дружный коллектив, сразу ей дали классное руководство. А в сентябре её ждало ещё одно испытание. Позвонила мама и сообщила ей, что в городской школе освободилось место учителя по химии. Жанна не согласилась. Да и муж наотрез отказался уезжать из деревни.
Так они и остались жить в деревне. 25 лет отработала Жанна Сергеевна в Искровской средней школе учителем биологии и химии. Всё в школе было родное: кабинет, стенды, цветочки, занавесочки, любимый коллектив, дети. Всё разрушилось в один момент, когда узнала, что школу закрывают. Как будто от сердца оторвали большую его часть.
Но жизнь продолжалась. Однажды на августовском совещании учителей района заместитель директора школы № 50 Ирина Никифорова предложила ей работать социальным педагогом. Так в 2011 году Жанна Сергеевна стала работать в школе. Работа оказалась не очень знакомой, но ей сразу стали помогать все учителя и администрация школы. Очень много вопросов по работе подсказывала Елена Викторовна Карпова, работавшая в то время секретарём Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Дновского района.
Трудности были: не знала хорошо детей, ходить по семьям школьников нужно было после работы и очень много приходилось оформ-лять документации.
– Есть ли у Вас свой кабинет, где вы могли бы поговорить с детьми?
– Кабинета нет. Вылавливаю ребят в коридоре или прихожу в класс. Чаще разговариваем с детьми и их родителями в кабинете заместителя по воспитательной работе Натальи Феоктистовой. Мой рабочий стол находится в учительской, поэтому я в курсе многих проблем учителей, детей и их родителей.
– С какими вопросами чаще обращаются к Вам классные руководители?
– Вопросы разные, например, изменился внешний вид ребёнка или перестал питаться в столовой. Перестал посещать школу ребёнок или произошло резкое ухудшение успеваемости ученика.
– Как часто проходит совет по профилактике у вас в школе?
– Один раз в триместр проходит обязательно. Но если нужно, по необходимости, можем собираться чаще.
– Какую профилактическую работу ведёте в школе?
– Профилактическая работа важна. Ведь лучше предупредить правонарушение, чем потом разбираться в его последствиях. Классные руководители в устной или письменной форме доводят до меня информацию. И мы совместно с ними вырабатываем план решения наболевших вопросов. Это могут быть и индивидуальные встречи или разговор со всем классом. Всё зависит от конкретной ситуации.
– Какую часть работы считаете самой сложной?
– Самое сложное в моей работе – работа с родителями. К сожалению, у нас ещё много остаётся социально неблагополучных семей. Иногда даже многолетняя работа с некоторыми родителями не даёт положительных результатов. А есть семьи, где родители выпивают регулярно. А страдают в первую очередь дети: они могут быть голодными, неухоженными, заброшенными. Но здесь хотя бы понятно, родителей могут привлечь к ответственности. Вплоть до лишения прав или ограничения их в правах на детей.
Иногда возникает такая ситуация, в которой по нашим законам ничего нельзя сделать. Например, родители не пьют, но ребёнок не посещает школу. Ребёнок не умеет ни читать, ни писать. Мама спрашивает у него: «Ты хочешь ходить в школу?». «Нет, я не хочу», – отвечает ребёнок. Да, есть закон «Об образовании», где расписаны все права и обязанности родителей. Но что реально можно сделать в этой ситуации? Мама не выполняет свои обязанности, но реально она может получить только штраф. Соберут все документы на Комиссию по
делам несовершеннолетних, вызовут её, поругают и дадут только штраф. Но её сознание останется таким же. И как ребёнок не посещал школу, так он и дальше не будет ходить туда. Она не пьёт, у ребёнка есть более менее всё для нормального существования. А что дальше? Как ребёнка вытащить в школу? Чтобы ребёнок посещал учебное заведение, получается, что его нужно изолировать от мамы. А на каких основаниях? Только потому, что ребёнок не посещает школу? С такими семьями тоже приходится работать.
– Как Вы считаете, государство в полной мере поддерживает учителя?
– Последние события не радуют. Хотя с высоких трибун чиновники говорят правильные слова, на самом деле получается, что зарплата учителя не поднимается. Вернее сказать, там где-то поднимут, но и найдут способ что-то сократить. А с каждым годом становится всё больше бумажной работы и документации. А где же взять время на простую беседу, общение, огоньки, поездки с детьми? Если учитель постоянно пишет какие-то отчёты или переписывает планы? На первом месте – бумаги, а должен быть ученик!
– Чем увлекаетесь после работы?
– Моя отрада – кусочек земли, где я люблю работать.
– Что пожелаете своим коллегам?
– Оптимизма, несмотря на все трудности! Семейного благополучия и крепкого здоровья!
Нина АФАНАСЬЕВА,
фото автора