Один из самых острых вопросов, стоящих сегодня перед родителями, обществом и государством в целом – вопрос духовно-нравственного воспитания детей
Преподавание знаний о религиозных культурах призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора наших детей, но и в формировании достойного гражданина России, готового к межкультурному диалогу. Одна из главных педагогических задач нового учебного курса – формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России. А выбор веры – это частное дело гражданина, он может происходить только за пределами государственных и муниципальных школ.
Особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Введение курса
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» вводится в учебный процесс в конце 4 класса – первой четверти 5 класса. В этот период ребёнок покидает начальную школу и испытывает немалые трудности в адаптации к новой системе обучения в основной школе. Меняется его отношение к себе, родителям, школе, образованию. Происходит переоценка ценностей, поэтому необходимо поддержать ребёнка в этот сложный для него период.
Введение с 1 сентября 2012 года обязательного изучения комплекс-ного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКСЭ) – реальный шаг в этом направлении.
Что включается в курс
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает обязательным для изучения предметную область и учебный курс ОРКСЭ, на который в примерном учебном плане отводится в 4 классе 1 час в неделю (34 часа в год). Комплексный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей (основы православной культуры; основы исламской культуры; основы буддийской культуры; основы иудейской культуры; основы мировых религиозных культур; основы светской этики).
Во всех общеобразовательных организациях Псковской области в апреле родители учащихся 3-х классов после проведения родительских собраний или анкетирования пишут заявления директору школы, в котором указывают выбранный для изучения ребенком модуль курса ОРКСЭ.
Выбор родителей и детей
Так в 2016-2017 учебном году из 6001 детей, обучающихся в 4-х классах, основы мировых и религиозных культур изучали 710 человек (11,8 %), основы светской этики – 3240 человек (54%), основы православной культуры – 2037 человек (34%), основы иудейской культуры – 7 детей, основы буддийской культуры – 1 ребёнок, основы исламской культуры – 6 детей.
Кто ведёт курс
Практически всегда, когда речь идёт о преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики», возникает вопрос о том, кто его ведёт. Среди педагогов, осуществляющих преподавание ОРКСЭ, 93% составляют учителя начальных классов, 6% – учителя истории и обществознания, русского языка и литературы, из них 252 учителя (84%) имеют высшее педагогическое образование, 1% – священнослужители. На средства областного бюджета были закуплены необходимые учебники для проведения занятий с детьми. Оценки по этому курсу учащимся не ставятся.
Продолжение учебного предмета
В 2015/16 учебном году на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования перешли 5-е классы школ области. Предметная область основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР) стала продолжением учебного предмета ОРКСЭ. Рекомендации Минобрнауки РФ предусматривают три варианта реализации указанной предметной области:
1. В рамках учебных занятий. При этом рабочая программа учебного курса разрабатывается и утверждается школой самостоятельно и реализуется за счет часов, предусмотренных частью учебного плана. Этот вариант выбрали 12 % школ области.
2. Включение тем, в которых рассматриваются вопросы духовно-нравственного образования, связанные с изучением религиозных культур и светской этики, в содержание рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей. Вариант предпочли 195 школ области.
3. Включение занятий по основам духовно-нравственной культуры народов России во внеурочную деятельность. Этот вариант выбрали 69% школ области. В 2016/17 учебном году основы духовно-нравственной культуры народов России изучали все учащиеся 5-6 классов области – 12700 человек, то есть 100%.
Так или иначе, но задумываясь о будущем, мы неизбежно обращаемся к жизненному опыту всех времен и поколений, к основе основ – народной философии, мудрости традиционного мировоззрения. Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Это хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой.
По материалам «Псковской провинции»