Кино – это встреча с восхитительным и волшебным миром
Киномеханик – профессия, зародившаяся одновременно с появлением кино. Даже в самых первых кинотеатрах были операторы проекторов, которые следили за тем, чтобы зритель думал только о картинке на экране. С начала ХХ века их работа менялась, пополняясь все новыми и новыми устройствами. Неизменным оставалось только одно, киномеханики на столько, хорошо выполняли свою работу, что посетители кинотеатров уже и забывали об их существовании. А ведь без них кино не смогло бы шагнуть так далеко в нашу повседневную жизнь!
Зоя Александровна Кузьмина, в детстве мечтала быть врачом-терапевтом, но по воле судьбы стала киномехаником. Вот так, профессия, которую осваивали в основном мужчины, вдруг оказалась родной и самой лучшей для неё. На радость всем дновцам в то далёкое время!
Окончив училище в городе Псков, Зоя Александровна отправилась домой, где её пригласили работать киномехаником в клуб имени Дзержинского. Конечно, она хорошо помнит свой первый фильм – «Карнавальная ночь», который самостоятельно показала зрителям. Эта картина стала её любимой! «Народу в зале было битком, а билетов на сеанс не достать!» – рассказала она.
Немногим известно, как работали киномеханики в то время, и какие трудности их ожидали. Зоя Александровна поделилась с нами своими воспоминаниями о них.
«В аппаратной стояло три установки: две рабочих и одна запасная. Плёнки с фильмами хранились в рулонах, по 360 метров в каждом. Один фильм в то время мог занимать места по 8-10 рулонов. Перед началом сеанса было необходимо перемотать рулоны вручную и тщательно их проверить: все ли части пленки на месте, нет ли брака или повреждений. Из-за несовершенства материала, плёнки часто рвались, поэтому приходилось их склеивать ацетоном.
В обязанности киномеханика также входило: регулярный техосмотр аппаратуры, чистка и смазка деталей. Прошло десять лет, прежде чем установки стали автоматически перезаряжать пленку. А в то время мы работали втроём: Виктор Михайлович Макеев – главный механик, Александр Иванович (фамилию, к сожалению, не помню) и я.
Работа киномеханика всегда считалась вредной и опасной для здоровья. Плёнка была сделана из легковоспламеняющегося материала, поэтому оставить аппаратуру даже на секунду – было нельзя. Именно поэтому в аппаратной должно было находиться два человека. За 39 лет моей работы плёнка загорелась всего один раз!» – добавила она.
Зоя Александровна и в 87 лет прекрасно выглядит, и с удовольствием рассказывает о своей работе: «Кино – это всегда встреча с восхитительным и волшебным миром! Это повод для любого человека стать лучше, красивее и добрее!» – считает она.
От редакции газеты «Дновец», и тех, кто когда-то бегал в клуб на просмотр кинофильмов, мы благодарим Зою Александровну и всех, кто стоял у истоков дновского кинопроката, за их нелёгкий труд и поздравляем с днём Российского кино!
Мария ТОРЖЕНОВА,
фото автора