Писатель, сценарист, музыкант, дирижер, композитор, художник – всё это один человек, который недавно поселился в Дновском районе
Представляем вашему вниманию удивительную личность, с которой нам посчастливилось познакомиться, Юрий Михайлович Скопенко. Подобно символизирующему поэтическое начало Пегасу, он большую часть своей жизни «мчался» из города в город, от одного вида искусства к другому. За его плечами огромный жизненный путь, переезды, командировки, смена трудовой деятельности, увлечение искусством и размышления о судьбе родины. Сегодня живет в Филиппково и продолжает творить.
Детство и юность
Родился Юрий Михайлович Скопенко в 1937 году на Украине в Черкасской области. Окончил Педагогическое училище с музыкальным уклоном игры на скрипке. Затем отслужил год в армии. После армии служил в высшем московском командном Кремлёвском училище. Там Юрий Михайлович получил травму на испытаниях и ушёл по инвалидности. Второй раз призвали в армию, и год отслужил уже в должности командира подразделения. Ушёл на этот раз по своей воле: «Армия после Жукова была не та… Мне просто было неприятно там находиться», – считает Юрий Михайлович.
Организатор праздника
Сразу пригласили работать в г. Тулун начальником отдела культуры. Оттуда перевели в Енисейский район, где сфера управления была гораздо больше. Там во время работы, ища материал для статьи, Юрий Михайлович случайно узнал, что первый острог в Сибири казаки-проходчики построили на реке Кемь. Этой деревне в том году как раз исполнялось сто пятьдесят лет. В честь такого открытия, было решено создать новый праздник для горожан. Дорог до населённого пункта не было, поэтому праздничное продовольствие, буфеты и магазины переправляли на самолётах. Приехало центральное телевиденье и некоторые знаменитые поэты, такие как Анатолий Чмыхало и Роберт Рождественский. Праздник выдался на славу и вошёл в традицию. Но в скором времени мать Юрия Михайловича ушла на пенсию, и пришлось вернуться на родину. Работы практически не было: то в одной деревне давали несколько часов, то в другой, так и ездил с места на место. К счастью был знакомый военком, который дал рекомендательное письмо и отправил Юрия Михайловича в Магадан. «Пошёл в отдел управления культуры, а потом в народное образование. Меня сразу схватили и поставили учителем пения, черчения и рисования в две средние школы». Работал там до 1975 года. Организовывал различные музыкальные ансамбли, даже выступали с ребятами по радио. «Интересно было!» – с радостью вспоминает он.
«Хозяйство было большое, а зарплата маленькая!»
По неизвестным причинам дядя, занимающий должность начальника политуправления спецвойск, «решил сосватать» Юрия Михайловича во Владимирскую область. Наш герой проработал там два года начальником культурного дворца в Суздале, но «из-за бедноты населения» быстро стало неинтересно работать. Потянуло обратно на Север. Юрий Михайлович вернулся и стал директором большого культурного дворца металлургов. В его штате находилось целых сто сорок человек! «Хозяйство было большое, а зарплата маленькая. Мне до того это надоело всё, что махнул рукой. Учителям плохо платили и работникам культуры тоже», – рассмеялся рассказчик. Один раз на охоте познакомился с председателем объединённого профсоюза и попросил перевести в другое место. Ведь на Севере, если без перевода уходишь, то автоматически теряешь надбавки.
Новая и последняя работа
И вот в тридцать девять лет Юрий Михайлович стал шахтёром. Прошёл огромный и тяжёлый карьерный путь: был забойщиком, проходчиком, бурильщиком, взрывником, мастером взрывника. Работать не переставали, когда было минус семьдесят два градуса! Заработал хороший подземный стаж работ и достойную выслугу. В приказном порядке назначили начальником управления снабжения шахтостроя. Параллельно Юрий Михайлович успел окончить заочно Ленинградскую профсоюзную академию. Ездил пять лет, но это было не накладно: сохранялась стопроцент-ная заработная плата, и, при этом, руководство оплачивало дорогу самолётом в оба конца. Остался всего год до пенсии… Юрий Михайлович решил пойти к начальнику шахтостроя и попросить прожить хоть этот последний год в своё удовольствие, тот согласился. «Я был назначен заместителем директора большого совхоза – последняя моя работа на берегу Охотского моря, а это особый благоприятный микроклимат. Очень приятное место! В подчинении оказалась рыбалка, промысел, снабжение, заготовка икры и красной рыбы». Летал на вертолёте в командировки от совхоза к совхозу.
Своим ходом
К тому времени жена получила выслугу, и супруги решили отправиться «своим ходом» в Ленинград. Восемь – десять часов ехали с рудника до Магадана. Там друзья посадили вместе с машиной на пароход. Три дня плыли до Ванино. Оттуда дорог летом не было, только зимние трассы. Решили поставить машину на платформу и ехать до Улан-Уде. В городе привели машину в порядок: подкрасили, поменяли резину с аккумулятором и на «переродившейся» машине поехали в Северную столицу.
Выбор места
Было три варианта развития событий. Приглашали директором культуры в Крым, Нефтеюганск и наши Печоры. В Крым не захотели из-за гор, где постоянно дуют сильные ветра. Когда ехали на машине мимо Нефтеюганска, то Юрий Михайлович с женой своими глазами увидели, как потрескалась земля от жары, и побоялись после Севера столь резкого перепада температур. Так, неприглядные варианты отсеялись. Супруги поехали в Печорский район. Жили в трёхстах мет-рах от берега озера, но из-за сильной влажности вынуждены были переехать за Керчено. «Ложимся спать – постельное бельё мокрое. Подвал постоянно затапливало, не успевали воду насосом откачивать!» – объяс-няет он. На новом месте семье дали коттедж с двумя каминами и баней, но без водопровода, так что воду приходилось возить в канистрах на мотоцикле. Работал в местном колхозе, а также по совместительству преподавал историю искусств, русский язык и литературу в школе.
Жизнь в Израиле
«К власти в стране пришли демократы. Колхозы стали рушиться, а деревни постепенно вымирать. Перестал сеяться лён, цены за солярку подскочили выше цены молока. Работать стало негде… Года-то идут. Воды привези, дров заготовь – тяжело стало. Мы подумали и решили поехать жить в Израиль к родителям жены», – продолжает рассказ Юрий Михайлович. Там семья Скопенко прожила восемь лет, за это время объездила множество туристических мест, несколько раз бывали и на Мёртвом море. Потом всё же потянуло на родину.
«Жарко в Израиле очень: на улице можно находиться лишь до одиннадцати часов дня, а в остальное время вполне реально упасть в обморок от солнечного удара. Жара – это просто не то слово! Да и общаться стало не с кем, ровесники постепенно уходили на тот свет, а евреи и арабы держались всегда в своих обособленных группах».
Иврит Юрий Михайлович так и не выучил. Он оказался достаточно сложным, но, при этом, примитивным. Буквы, конечно, знает и при помощи словаря может кое-что и перевести. Так как супруги жили с определёнными льготами, покупать машину им разрешалось только пос-
ле доплаты, которую было не потянуть. «По машине очень, просто жутко скучали. Мы ведь всю жизнь на колёсах провели».
Назад на родину
По возвращении в Россию сначала сняли квартиру в Писковичах, но потом захотелось чего-то «своего». Потихоньку копили деньги и параллельно по интернету интересовались, где и что продаётся. Так и купили квартиру в Филиппково.
О писательском деле
Юрия Михайловича, как он рассказывает, потянуло писать книги ещё в детстве, что не мудрено, ведь его мать работала в газете. Он буквально вырос в типографии, стал писать небольшие фельетоны. Но потом юный писатель невольно начал задевать «острые углы», и редактор газеты запретил публикацию работ. Юрий Михайлович не отчаялся и стал заниматься сбором материалов для написания книги «Дорога в никуда».
В девяностые года усиленно работал в КПРФ, где Юрия Михайловича сильно полюбили: его стихи и прозу регулярно печатали почти во всех газетах.
В Израиле написал книгу «Деревня моя безымянная дальняя», где вспоминал о вымирании деревни после прекращения работы колхоза. «Мы с женой ездили в Печорский район. В бывший наш коттедж поселили бесплатно бездомных, чтобы людям было хоть где-то жить. В деревне осталось всего семь жилых домов, а от Дворца культуры – только голые стены: всё разобрали, всё разрушили… Из восьмисот посевных гектаров осталось в колхозе лишь пятьдесят», – с горечью говорит Юрий Михайлович.
Когда вышла в свет книга «Один день из жизни Ивана Денисовича», написанная Солженицыным, Юрий Михайлович очень ей вдохновился и решил написать сценарий к фильму. Помогал в этом друг киномеханик, который не понаслышке знал, каково отбывать срок в тюрьме. Написав сценарий, они вдвоём отправились презентовать его в Ялтинскую киностудию. «Мы все грязные, только с дороги, имея весьма не товарный вид, ввалились к режиссёру. Она очень удивилась и велела нам передохнуть какое-то время, пока читается сценарий», – улыбаясь, говорит Юрий Михайлович. На последние деньги друзья купили пирожков и отправились на катере до Ласточкиного гнезда. Когда они вернулись, то был накрыт пышный стол. Режиссёр встретила со словами «Как вы могли создать такую вещь? Я забираю сценарий, ждите звонка». Но звонка так и не дождались. Вместо этого приехал виднейший журналист того времени Радов с целью найти наших сценаристов. Он рассказал, что сценарий забраковали, по причине того, что стране хватит и «Одного дня Ивана Денисовича».
Пара музыкантов
Музыкой Юрий Михайлович занимается, сколько себя помнит. Играл и на мандолине, и на скрипке, долгое время по совместительству дирижировал оркестром. Благодаря музыке, встретил свою будущую жену Тамару Эммануиловну, так как она занималась пением. Она имеет огромное количество наград. Она дипломант Всесоюзного фестиваля народов СССР, дважды лауреат Псковской области, дипломант Израиля. «И вот мы уже пятьдесят четвёртый год поём вместе!» – говорят с улыбками на лицах супруги. Первой музыкой, которую сочинил Юрий Михайлович, была большая драма-сказка «Иван да Марья». Также он написал музыку к спектак-лям «Барабанщица» и «Юность отцов» советского режиссера Дмитрия Салынского. К концу жизни выпустил целый сборник песен, соавторами которого были друзья и коллеги по музыкальной деятельности.
Повседневная жизнь
Но музыка и сочинительство это ещё не все таланты нашего героя. Он страстно увлекается с самого детства и рисованием. «Понимаете, культурный работник должен уметь плясать, петь, играть и, естественно, рисовать!». Юрию Михайловичу больше всего нравится японская графика в картинах, которые он пишет, основываясь на воспоминаниях о Севере, или же воспроизводит с картинок в Интернете. А Тамара Эммануиловна является рьяным коллекционером. Вся гостиная в квартире заставлена огромными старинными японскими вазами, статуэтками Будды и индийских богов.
Хочется отметить, что, несмот-ря на преклонный возраст, супруги постоянно выезжают на природу порыбачить, плавают на резиновых лодках и даже бегают на беговой дорожке! Имеют двух детей и четверых внуков. С компьютером общаются на «ты». Юрий Михайлович лично издал один пробный экземпляр своей книги сначала дома, а только после этого отдал материалы в редакцию.
С домашними животными тоже не так-то всё просто! Раньше в качестве питомца в семье жил целых четыре года настоящий волк! Но потом он убежал в лес. Позже друг Юрия Михайловича рассказал, что именно этот волк спас его в лесу от медведя. В Израиле супруги завели более обычное домашнее животное – кота, по кличке Филька и привезли его с собой в Россию.
Лена ГОЛУБЕВА,
фото автора