Печать
Категория: Город и горожане
Просмотров: 2221

Родилась Лариса Анатольевна в г. Дно. Сначала училась в школе № 50, а потом – в школе № 1. После окончания образовательного учреждения Лариса Анатольевна подала документы на факультет иностранных языков, но не сложилось. «Почему выбрала этот факультет? Тогда у меня был хороший молодой учитель Татьяна Ивановна Яковлева. А молодые всегда вызывают интерес у учеников, – рассказывает Лариса Анатольевна. – В любом случае я стала бы учителем, потому что у меня никаких других вариантов в голове и не было. Хотя все же первой моей заветной мечтой было, как рассказывала мне моя мама, стать дрессировщиком белых лощадей в цирке».
При поступлении у Ларисы Анатольевны был дополнительный балл от областного управления образования и ей, по неизвестной причине, предложили поступить на любой другой факультет, кроме инъяза. «Молодая и слишком обидчивая, я забрала документы и по-ехала учиться в Дедовичи на воспитателя. Через год обучения получила диплом. Заканчивая обучение на воспитателя, одновременно поступила в Псковский педагогический институт на филологический факультет, заочно. Могла поступить и на исторический, но конкурс был намного выше, чем на филологичес-ком», – рассказывает она.
Лариса Анатольевна всегда много читала, наверное, как она считает, это и привело ее к поступлению на филфак. «Что дал мне институт, кроме знаний? Я научилась читать любые книги в течение 10-15 минут. Раньше в библиотеке института брать некоторые книги из читального зала было нельзя, а читать приходилось многое, поэтому иногда приходилось «проглатывать» даже трехтомники за 1,5-2 часа».
В 18 лет еще совсем юная, с дип-ломом воспитателя, Лариса устрои-лась на работу в школу № 1 на долж-ность пионервожатой. «Когда я
училась на третьем курсе, начала преподавать уроки русского и литературы. Первые мои ученики были младше меня всего на 8 лет – мне было 20, им, соответственно, 12. Это Игорь Петровский, Мария Анд-реева, Андрей Гончарук и другие ребята. Первые мои 5 «а» и 5 «б», – вспоминает теперь уже опытный педагог с непрерывным стажем работы 27 лет.
Первый опыт преподавания был недолгим. Через 1-1,5 года Лариса Анатольевна ушла в декрет. После декрета педагогическая деятельность продолжилась в школе № 53. «Тогда я попала в школу, которую я всегда хотела и хочу видеть вокруг себя. Это место, где все – семья. Поэтому по сей день я стараюсь поддерживать эту атмосферу и в гимназии. Там я научилась работать, досконально прорабатывать все сценарии, доводить все до полной точности и четкости», – делится с нами она.
В 2004 году Лариса Анатольевна перешла работать в гимназию. «Перейти в эту школу меня попросила Валентина Федоровна Пыкова. На тот момент весь принцип моей работы был построен на опыте работы в школе № 53. Но здесь пришлось работать уже с более многочисленным коллективом с устоявшимися традициями, со своими победами, успехами. И снова пришлось учиться».
В своей жизни Лариса Анатольевна всегда придерживалась одного правила: «У меня есть цель, и я должна ее выполнить, и если я ее выполняю, то ищу другую». Одной из таких целей было участие в научно-практической конференции. «В основном – это районный уровень, но был опыт участия в облас-ти. Первая работа моих учеников была в 2006-2007 году. На протяжении 10 лет практически каждый год мы участвовали в конференции. В прошлом году работа моей ученицы Анастасии Николаевой заняла 1 место в области в секции «Литературное краеведение». Теперь для меня этот этап прошел, я поняла, что ничего невозможного нет. И, возможно, в следующем году мы снова сможем принять участие в Областной НПК».
Сейчас у Ларисы Анатольевны есть другая цель – победа в олимпиаде областного уровня. «Наши ребята неоднократно участвовали в районных этапах, занимали 1 и 2 места. Но пока я вижу, что область нам не потянуть, так как там занимаются с ребятами преподаватели университетов. Хотя возможность у нас есть, появляются дети, дающие мне уверенность в этом, главное – довести эту цель до конца», – говорит Лариса Анатольевна.
«Еще одной моей целью является «стобальник» по ЕГЭ. Хороших результатов было много, но пока 95 баллов – это мой «потолок».
Также на сегодняшний день хочу довести работу с родителями до нового уровня. «Мы должны научиться вести диалог: прийти, озвучить, обсудить и решить».
На сегодняшний день Лариса Анатольевна является классным руководителем 8 класса, занимается преподаванием русского языка и литературы в двух классах, также она педагог-организатор всех школьных мероприятий.
«На протяжении 8 лет я работаю с профессором Евгением Николаевичем Степановым, доктором наук, который возглавляет кафедру теории и методики воспитания в
ПОИПКРО. Это замечательный человек, – говорит она. – Мы работаем слаженным коллективом: Ирина Александровна Тимофеева и Светлана Сергеевна Насаридзе – преподаватели гимназии – и я. У нас уже есть публикации в российских журналах, в которых с 2011 года печатаются наши разработки по менедж-менту воспитания и персонифицированной системе воспитания».
В своем багаже наград Лариса Анатольевна имеет районные и областные грамоты. А в 2010 году она была награждена грантом губернатора Псковской области «Лучший учитель года». «Я не прошла на президентский. Но по результатам общественного голосования вышла на второе место».
В этом году на торжественной церемонии, посвященной Дню учителя, Ларису Анатольевну наградили Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ. «Как получилось так, что мой педагогический путь привел меня к этой награде? Пересмотрев свою жизнь, я поняла – большую часть своего времени я посвящаю школе. День, вечер, ночь – не важно, если мне нужно работать, я буду работать. Это никогда не составляло для меня сложности. Работать дома до 2-х часов ночи, сопровождать ребят в поездке, приходить на репетицию в школу в минус 30 – для меня это нормальное явление».
Отвлекаясь от рабочих будней, каждый день она обязательно уделяет время прочтению книг: «Помимо классики, которая должна быть прочитана перед уроками, я читаю в основном юмористическое фэнтези (исключительно русское), исторические романы и ироничные детективы. Из более серьезного – недавно я перечитала все тома Бориса Акунина. Раньше я отрицала электронную книгу, но сейчас – это мое спасение, так как там постоянно появляется что-то новое. Ведь книги для меня – это прекрасный и замечательный мир, в котором так чудесно отдыхать».
Также приятным отвлечением от работы у Ларисы Анатольевны являются цветы. Из них дома – 16 сор-тов орхидей. «На даче у меня очень мало места под фрукты и овощи, большую часть пространства занимают цветы – 36 сортов флоксов, 26 сортов роз. В этом году у меня будут дельфиниумы, есть уже 8, и еще купила 6. Я человек объема. Если задумала – будет много. Меня бесполезно кому-либо останавливать. Решаю – иду до конца».
«Стать тем, кем я сейчас являюсь, мне помогло одно – я научилась признавать свои ошибки, даже если они касаются школьного предмета. Был случай более 10 лет назад, когда ученику, засомневавшись, я назвала неправильное ударение в слове, а он был прав. Пересмотрев все, я признала свою ошибку и извинилась при всем классе. Думаю, это самое главное – перешагнуть через себя. Учитель не может быть всегда прав. Сомнения в некоторых вопросах заставляют задуматься и стремиться к заполнению «пробелов». Ведь ты не просто учитель, ты – пример для будущего поколения».

Екатерина ВАСИЛЬЕВА,
фото автора