Печать
Категория: Город и горожане
Просмотров: 2209

 

«Ой, он у меня может часами сидеть и играть в «стрелялки»!» – однажды с гордостью сказала моя знакомая мать 4-летнего ребенка. И это не единичный случай. В семье Петровых* 8-летний сын проводит за компьютерными играми большую часть свободного от учебы времени, ведя себя довольно-таки агрессивно при проигрыше в игре. Трехлетняя Маша и пятилетний Миша в семье Ивановых* больше четырех часов в день смот-рят мультики на планшете. А 13-летние девочки-подростки, вместо игр и развлечений, прогуливаются по улице с телефоном и селфи-палкой, чтобы сделать новую аватарку…
Как часто дновские дети пользуются гаджетами? Результаты опроса на сайте «Дновца»:

dn

По результатам проведенного нами опроса видно, что большее количество детей проводит с электронными развлекательными устройствами каждый день неограниченное количество времени. Мы понимаем, что живя в мире современных технологий, мы не можем обойтись без их использования. А что по этому поводу думают специалисты? Знакомьтесь, психолог Маргарита Сергеевна Глазковская.
– Как Вы считаете, гаджеты – полезны или вредны для детей? И почему?
– Я считаю, что детей нужно знакомить и обучать использованию гаджетами, но во всем нужна мера. Польза от них будет только тогда, когда родитель будет контролировать процесс их освоения. Например, время, их наполнение. Вредными различные информационные устройства станут, если пустить все на самотек.
– Мы провели голосование на сайте и выяснили, что большинство родителей позволяют своим детям и подросткам пользоваться гаджетами ежедневно, не ограничивая времени. Правильно ли это, и к чему это может привести?
– Отсутствие ограничения во времени неправильно. Ежедневно, возможно, родителям придется разрешать пользоваться гаджетами, потому что даже домашние задания в школах построены на использовании компьютера. Например, создание презентации или проекта на ту или иную тему. Кроме того, мобильные телефоны с младшего школьного возраста используются как средства связи в целях безопасности. Но по времени ограничение должно быть обязательно, и чем младше ребенок, тем меньше он должен проводить за компьютером или в играх на телефоне. При неограниченном использовании электронных гаджетов у детей и подростков, и у взрослых тоже развивается зависимость.

Рекомендации ассоциации педиатров:


– Ребенок 0-2 лет не должен пользоваться гаджетами.
– Ребенок 3-5 лет при необходимости может проводить время с гаджетом без нанесения вреда своему здоровью не более 1 часа в сутки.
– Дети 6-18 лет при необходимости могут проводить время с гаджетом без нанесения вреда своему здоровью не более 2 часов в сутки.

– При каких обстоятельствах у ребенка может сформироваться зависимость от гаджета? И как распознать эту зависимость?
– Во-первых, зачастую родители, сами того не осознавая, показывают детям плохой пример, увлекаясь играми или общением с помощью этих устройств, и тогда дети просто повторяют действия родителей, ведь для любого ребенка его родитель – образец. Во-вторых, родители, покупая ребенку разные гаджеты, сами увлекают его виртуальным миром, для того, чтобы, пока ребенок «занят», отдохнуть, поработать или сделать какие-нибудь домашние дела.

Определяем, есть ли у ребенка гаджет-зависимость


1. Не могу день провести без компьютера, смартфона, других технических средств.
2. Когда я не использую гаджет, я начинаю нервничать.
3. Не могу ограничивать время занятий, всегда сижу со смарт-фоном больше, чем планирую.
4. Вру родителям, сколько времени провожу со своими гаджетами.
5. Мечтаю остаться наедине со своим смартфоном, постоянно хочу его использовать.
6. Откладываю важные дела, уроки, чтобы заняться чем-нибудь на гаджете.
7. Когда я уделяю время компьютеру, смартфону, у меня хорошее настроение, испытываю чувство эйфории.
8. Требую от родителей покупки (установки) новых версий игр, других современных устройств.
9. Иногда после проведенного времени за техническими устройствами у меня болит голова, режет и слезятся глаза, расстраивается сон (отвечать утвердительно, если есть хотя бы один признак).
10. Предпочитаю игру на компь-ютере, смартфоне встрече с друзьями, прогулке.
Посчитайте ответы «ДА»: 1-4 – нет поводов для беспокойства; 5-6 – тенденция к зависимости; 7-10 – наблюдается зависимость от гаджетов.

– Зависимость современных детей от гаджетов – это проблема детей или родителей? Почему?
– Я думаю, что это, прежде всего, проблема родителей, потому что ни один ребенок не в состоянии приобрести себе гаджет. То или иное электронное устройство так или иначе ребенку в руки дает родитель, и с этого момента именно родитель и должен нести ответственность за то, как его ребенок использует это устройство.
– Интернет и телевидение – стоит ли ограждать ребёнка?
– Нужно не ограждать, а обучать и воспитывать. Учить ребенка как пользоваться интернетом и как искать с его помощью нужную информацию, учить выбирать телевизионные программы, которые развивают, обучают чему-либо, воспитывают, или просто безвредные юмористические или развлекательные шоу. И самое, по-моему, важное, что должен сделать родитель, – это дать понятие ребенку о добре и зле, о том, что хорошо, а что плохо, воспитать мораль и нравственность. Тогда ребенок сам будет использовать интернет и телевидение, ориентируясь на здоровые ценности.
– Может ли постоянное использование гаджетов притупить развитие речи и мышления у детей?
– Речь и мышление в психологии рассматриваются как два тес-но взаимосвязанных, но самостоя-тельных процесса, и существуют виды мышления, которые никак не связаны с речью. Поэтому нельзя прямо сказать, что речь развивает мышление, речь и мышление, неразрывно связанные интеллектуальные процессы, но не опосредующие один другой. Если ребенок ищет в интернете головоломки или играет в шахматы в смартфоне, то мышление наоборот будет развиваться. А вот речевые (коммуникативные) навыки, заключающиеся в умении общаться с другими людьми, знакомиться, разговаривать, если ребенок слишком много отводит времени гаджетам, несомненно, будут притупляться.
– Сейчас часто связывают суицидальные наклонности детей с неограниченным использованием интернета и гаджетов. Так ли это?
– Я думаю, в основном это не совсем так. Но бывают случаи, когда уже сформировалась серьезная зависимость, и ребенок плохо различает реальный и виртуальный миры. Если в его сознании интернет-мир и настоящая жизнь переплетаются, то жестокость, насилие и смерть из игры-стрелялки переносятся в реальность. Ребенок не осознает до конца, что происходит именно с ним в настоящем. Ему кажется, что он сторонний наблюдатель, а не участник тех или иных событий. Может даже верить, что после жестоких действий, он, как в игре, может«восстановиться».
Надо понимать, что суицид у детей и подростков зачастую является демонстративным, а как раз интернет обеспечивает эту демонстрацию очень многим людям. Но это следствия, а первопричина, по моему мнению, в отсутствии внимания со стороны родителей. Первопричина во взаимоотношениях с родителями, даже если ребенок думает о суициде из-за первой любви или проблем в школе или со сверстниками. Потому что он со своими проблемами один на один, ему не с кем о них поговорить, он не чувствует, что любим и нужен даже родителям, а здесь еще и проблемы во взаимоотношениях с другими людьми и травмирующая ситуация, которые и служат «спусковым крючком».
Но я больше чем уверена, что если родитель будет внимателен к своему ребенку, будет проводить с ним свободное время, разговаривать, говорить о своей любви к нему, уметь выслушать ребенка и поддержать, то есть сможет установить со своим ребенком нормальные, здоровые и доверительные отношения, то и проблемы с гаджетами не возникнет.

Как понять суицидальные настроения ребенка?
Ребенок часто размышляет о своем душевном состоянии:
1) прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить»;
2) косвенно намекает о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого обузой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться»;
3) много шутит на тему самоубийства;
4) проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Эмоциональные признаки:
1) ярко выраженная хандра, постоянные капризы, повышенная
требовательность к близким людям;
2) депрессивное состояние, характеризующееся изменением поведения, эмоциональным упадком;
3) внезапные вспышки раздражения, ярости, поведение, граничащее с жестокостью, казалось бы, на пустом месте.
Подросток может:
1) раздавать вещи, имеющие для него большую личную значимость, другим людям; приводить в порядок дела; мириться с давними врагами.
2) демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:
– в еде – есть слишком мало или слишком много;
– во сне – спать слишком мало или слишком много;
– во внешнем виде – стать неряшливым;
– в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками.
3) замкнуться от семьи и друзей;
4) быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;
5) проявлять признаки беспомощности, в поступках ощущается;
безнадежность;
6) подписаться в соц. сетях на группы, тематика которых смерть, суициды;
7) проецировать свои суицидальные мысли в продуктах деятельности (рисунки, сочинения (стихи, проза), музыка, татуировки).
Подросток может решиться на самоубийство, если он:
1) социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным;
2) живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема);
3) ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального;
4) предпринимал раньше попытки суицида;
5) имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
6) перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
7) критически настроен по отношению к себе.

Екатерина ВАСИЛЬЕВА