Печать
Категория: Город и горожане
Просмотров: 1872

В знойный воскресный день лета 1983 года 21 августа, когда в нашей стране отмечался День Военно-Воздушного Флота СССР, сотни жителей небольшого городка Дно, районного центра Псковской области, как ныне, так и в годы Великой Отечественной войны крупного железнодорожного узла, неподалеку от которого находился аэродром Гривочки, используемый летчиками Люфт-ваффе, образовали многолюдный живой коридор, по которому под звуки траурного марша от здания райисполкома в сторону городского сквера, где находились братские захоронения советских воинов, погибших при освобождении города и района в феврале 1944, двигалась колонна. Военные с карабинами сопровождали урну с останками трех летчиков, погибших в годы Великой Отечественной войны в небе неподалеку от г. Дно. В торжественно-траурном строю небольшую пирамидальную урну с прахом экипажа самолета ИЛ-4 из 816 дальнебомбардировочного авиаполка 241-й бомбардировочной авиадивизии 6-й Воздушной Армии, в состав которого входили штурман – старший лейтенант Брайчук Павел Викторович, стрелок-радист Любарский Сергей Ильич, воздушный стрелок – сержант Сиденко Леонид Степанович, несли подполковник Военно-Воздушных Сил СССР Казачинский Василий Васильевич и ветеран Великой Отечественной войны, председатель Совета ветеранов, руководитель музея локомотивного депо Дно Миронов Владимир Иванович. За ними шли высокий военный средних лет, который поддерживал под руку женщину в черной шали и невысокая, слегка сутуловатая женщина, у которой на груди сверкали награды. Это были сын и вдова штурмана Брайчука и Кудряшова Ольга Осиповна из г. Даугавпилса.
Я, в то время студент 3-го курса Политехнического института, находившийся на летних каникулах в родном городе, и ни умом, ни серд-цем не помышлявший о поисковой работе, тоже находился в этом огромном людском потоке… Это было первое перезахоронение в городе и районе после масштабных укрупнений братских захоронений в 50-е годы. Еще более значимым оно было тем, что удалось установить имена погибших и найти их родственников.
Данное событие было очень широко освещено в районной газете «Заветы Ильича» от 23 августа 1983 года в материале «Герои крылатого строя». Рядом с могилой, на которой были высечены фамилии экипажа, появился памятник-шасси.
Предыстория этому, перенесшая нас в середину 75-х годов прошлого столетия, была такова …
В сентябре 1975 года председатель секции «Поиск» г. Даугавпилса Ольга Кудряшова приехала в
г. Дно с целью установить место гибели летчика 53-го дальнебомбардировочного авиаполка Михаила Привато, по ее данным не вернувшегося с боевого задания в августе 1941 года из района Дно. Она выполняла просьбу жены авиатора, найти место гибели экипажа. Предварительно письмо жены погибшего авиатора было размещено в районной газете «Заветы Ильича». На письмо в Даугавпилский «Поиск» стали поступать письма от дновских старожилов, которые сообщали, как летней ночью в Станевом урочище Панкратовского сельсовета падал самолет, сколько летчиков погибло, сколько попало в плен или вышло к партизанам…
Как говорила О. Кудряшова, она в сопровождении сотрудника военкомата, парторга совхоза и председателя сельсовета вышла на место гибели самолета. Одного ее взгляда на шасси было достаточно, чтобы определить, что это ИЛ-4, т.е. самолет, на котором летал Привато. Рядом ею были обнаружены детали самолета и под небольшим бугорком небольшое количество останков. Все собравшиеся были уверены в том, что это самолет Михаила Привато. Но тут кто-то из местных жителей, сопровождавших к месту гибели экипажа, вспомнил, что этот самолет упал в 1942 году, а не в 1941… Останки были временно захоронены на местном кладбище, а поиск продолжился…

00005

Надгробие на могиле авиаторов в городском сквере г. Дно


Семь лет (с 1976 по 1983 год) продолжался поиск. Архив ничем не мог помочь. Номерных деталей самолета найдено не было. Но велась продолжительная переписка с ветеранами авиации дальнего действия. На основании одного такого письма ветерана 1-го дальнебомбардировочного авиакорпуса, штурмана А.П. Попова Ольгой Кудряшовой и было сделано заключение о том, что найден самолет 816-го дальнебомбардировочного авиаполка 241-й бомбардировочной авиадивизии 6-й Воздушной Армии, чей экипаж в составе летчика – сержанта Мудрецова Николая Николаевича, штурмана – старшего лейтенанта Брайчука Павла Викторовича, стрелка-радиста Любарского Сергея Ильича, воздушного стрелка – сержанта Сиденко Леонида Степановича не вернулся с боевого задания 21 июля 1942 года. Командиру экипажа сержанту Мудрецову Николаю Николаевичу удалось спастись, а остальные члены экипажа погибли…
Обо всём этом было рассказано в газете «Заветы Ильича»
№ 128 за 25 октября 1983 года и № 129 за 1 ноября 1983 года в материале «Сполохи над Полонкой».
Шли годы… На могилу неоднократно (последний раз примерно в 2010 году) приезжали родственники штурмана Брайчука.
Неподалеку, в нескольких метрах от этого захоронения, в ноябре 2012 года, появилось захоронение еще одного экипажа ИЛ-4 из состава 4-го авиаполка дальнего действия, погибшего 5 ноября 1942 года при нанесении бомбового удара по аэродрому Гривочки, обломки самолета которого и останки экипажа были обнаружены и подняты поисковиками «Центра Воинской Славы Псковской области» в сентябре 2012 года. Таким образом, в этой части воинского мемориала стали собираться воедино экипажи, погибшие в годы Великой Отечественной войны в небе над Дно и над Дновским районом.
Но Константину Буевичу, заместителю руководителя «Центра Воинской Славы Псковской области», и его соратнику и сподвижнику по поисковой работе, нашему земляку Вадиму Алексееву, что-то подсказывало, что необходимо еще раз тщательно обследовать те места, где в 1983 году были найдены обломки самолета на предмет обнаружения еще каких-нибудь номерных деталей, шильд… И он обратился ко мне с просьбой найти проводника, хорошо знавшего тот край. После долгих опросов охотников и иных любителей лесов такого проводника мне удалось найти.
Первый выход ничего не дал – не довел проводник до нужного места чуть более двух десятков метров, не нашел он свой старый ориентир – дерево особой формы и конфигурации… Спустя неделю вновь были предприняты попытки выйти в нужную точку и провести разведку на местности. На этот раз всё получилось. При обследовании очередного квадрата металлоискатель подал сигнал и под тонким слоем мха, буквально на поверхности, была найдена шильда с номером 6111. И вот благодаря этому маленькому кусочку металла размером 4 х 1,5 см, на котором был выбит номер, удалось установить и состав экипажа, и дату его гибели, и найти родственников погибших.

00011.JPG

Шильда с номером 6111


Данный номер по базе данных, которая сформирована историком авиации, гуру поисковой работы Ильей Прокофьевым, проходит как номер самолета ДБ-3ф, на котором экипаж 816-го дальнебомбардировочного авиаполка 241-й бомбардировочной авиадивизии 6-й Воздушной Армии в составе: пилот сержант Ивакин М.В., штурман авиаэскадрильи майор Хворостяный Ф.И., штурман экипажа лейтенант Львовский С.Я., воздушный стрелок-радист старший сержант Савенко А.И., воздушный стрелок старший сержант Козловский Ф.И., вылетевший на выполнение боевого задания по нанесению бомбового удара по аэродрому Гривочки с аэродрома Выползово под г. Калинином (ныне Тверью) в ночь на 20 августа 1942 года, не вернулся из глубокого тыла противника. («...816 ДБАП. 20 августа 1942 года экипаж сержант Ивакин, лейтенант Львовский, майор Хворостяный, сержант Савенко не вернулся с боевого задания на самолете № 6111 из района аэродрома Гривочки...» (ЦАМО, фонд 241 БАД (20222) оп.1 д. 4. Отчет дивизии о боевых действиях. лист 68).

Обследование данного квадрата металлоискателем привело к очередной находке – ветрочёт штурмана с инициалами Л С Я (читай Львовский Соломон Яковлевич, а именно он был штурманом в экипаже Ивакина). Дар предвидения или интуи-ция, какое-то шестое чувство не подвело Константина Буевича и Вадима Алексеева. Эти две находки и были прямым подтверждением тому, что псковскими поисковиками обнаружено еще одно место падения самолета ДБ-3ф из того же 816-го дальнебомбардировочного авиаполка 241-й бомбардировочной авиадивизии 6-й Воздушной Армии, на котором летал экипаж в составе:
«– ИВАКИН Михаил Владимирович, сержант, летчик 816 ДБАП, 1917 года рождения, Рязанская область, Мошанский район, с. Федосово, член ВЛКСМ с 1937 года, билет № 5131533, в РККА с 1937 года.
Мать Ивакина Агафья Кузьминична, г. Москва 182, ст. Серебряный Бор, маш. рем. завод, д. 4
– ХВОРОСТЯНЫЙ Фёдор Иванович, майор, штурман АЭ 816 ДБАП, 1916 года рождения, Винницкая область, Теплицкий район, с. Россоша, член ВКП(б) с 1931 года, в РККА с 1928 года.
Жена Хворостяная Анна Тихоновна, Куйбышевская область, Чердаклинский район, с. Чердаклины, Ленинская ул. (в настоящее время это Ульяновская область);
– ЛЬВОВСКИЙ Соломон Яковлевич, лейтенант, штурман корабля 816 ДБАП, 1914 года рождения, г. Новозыбков, член ВКП(б) с 1929 года, билет № 3902704, в РККА с 1936 года.
Отец Львовский Яков Шмуневич, г. Москва, 51, Клобовский пер., д. 7, кв. 24;
– КОЗЛОВ-СКИЙ Семен Фомич, старший сержант, воздушный стрелок, 1920 года рождения, Витебская область, Дриссенский район, Прудниковский сельсовет, д. Лещилово, б/п, в РККА с 1940 года.
Мать Козлов-ская Евдокия Герасимовна. Адрес не известен.
– САВЕНКО Александр Иванович, старший сержант, воздушный стрелок-радист, 1918 года рождения, Краснодарский край, г. Краснодар, б/п, в РККА с 1939 года.
Сестра Луговая Ольга Романовна, г. Краснодар, Середина, 20» (ЦАМО, Ф.58, Оп.818883, Д.1660, Л.27)
Получив информацию, настал и мой черед работы – необходимо было найти родственников погибших авиаторов. Через социальные сети, на специальных форумах поисковиков началась ежевечерняя, а порой и ночная кропотливая работа.

Львовский

Соломон Яковлевич Львовский

 

Козловский

Семен Фомич Козловский

 

Ивакин М

Максим Владимирович Ивакин


И вот первая удача – от поисковика из Киева приходит сообщение, что в Книге Памяти воинов-евреев, павших в боях с нацизмом есть запись о Львовском Соломоне Яковлевиче. Все данные, имеющиеся у меня для поиска, совпадают. Кроме того есть его фотография! Кем размещена информация и фотография? От кого получены данные? Мозг закипает!!!
Удается установить, что разработал сайт и поддерживает его Александр Львович Заславский, проживающий в городе Ашкелон (Израиль). Нахожу его адрес электронной почты, пишу в Израиль одно письмо, второе, третье… Ответов нет. Размещаю информацию с просьбой найти Заславского на информационном портале города Ашкелон. К поиску подключается житель Ашкелона Юрий Гольдман. И вот, наконец, долгожданный ответ от Александра Заславского – информацию о Львовском и его фотографию на сайт Книги Памяти прислала Олейник Светлана (внучка Львовского), проживающая в Украине. У меня в руках адрес электронной почты Светланы Константиновны – и сразу же долгожданная информация о том, что ее дед не пропал без вести, а погиб при выполнении боевого задания, летит в Запорожье. Во время заочного знакомства и дальнейшего общения выяснилось, что жива и дочь Львовского – Джанетта Соломоновна Олейник (Львовская).
Параллельно получалась, прорабатывалась и анализировалась информация о родственниках остальных членов экипажа, полученная в результате сделанных запросов и проведенной переписки с поисковиками, администрациями муниципальных образований, городскими Думами и районными Собраниями на территории России, исполкомами в республике Беларусь, редакциями газет и издательств Рязанской области и Краснодарского края, ближнего зарубежья, архивными управлениями и архивами, казачеством. В социальных сетях искались однофамильцы, сопоставляя с местами проживания в их адреса направлялись запросы о возможном родстве.

0021

Именной список безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава частей 241 бомбардировочной авиадивизии
(ЦАМО, Ф.58, Оп.818883, Д.1660, Л.27)


Не сидели сложа руки и поисковики «Дновского Креста». Во время обследования места на наличие обломков самолета и останков авиаторов в болотистой местности, в сложнейших погодных условиях ими были обнаружены фрагментированные останки экипажа и несколько мелких металлических предметов, подтверждающих тот факт, что здесь во время войны падал самолет.
В результате проделанной работы были найдены родственники и установлена связь с:
1. Львовская (Олейник) Джанетта Соломоновна – дочь штурмана экипажа, лейтенанта Львовского Соломона Яковлевича. Проживает в Украине.
Светлана Константиновна Олейник – внучка штурмана экипажа Львовского Соломона Яковлевича. Проживает в Украине.
2. Геронок Василий Борисович – внучатый племянник воздушного стрелка, старшего сержанта Козловского Семена Фомича. Проживает в Республике Беларусь.
Геронок Нина Иосифовна – жена племянника воздушного стрелка, старшего сержанта Козловского Семена Фомича. Проживает в Респуб-лике Беларусь.
3. Капустина Ольга Викторовна – двоюродная внучка штурмана авиа-эскадрильи, майора Хворостяного Фёдора Ивановича. Проживает в Украине.
Хворостяный Василий – внучатый племянник штурмана авиаэскад-рильи, майора Хворостяного Фёдора Ивановича. Проживает в Украине.
Кроме того, удалось установить, что летчика, сержанта Ивакина звали не Михаил, а Максим.
Это выяснилось лишь только после того, как удалось заполучить УПК (учетно-послужную карточку) на Ивакина. В УПК совпадало все – год и место рождения, вид войск, место службы, дата гибели. Ивакин Максим окончил военную авиашколу, был кадровым военным… Всё, кроме имени Михаил (по именному списку безвозвратных потерь) и Максим (по УПК), совпадало с нашим летчиком. Но, в то же самое время, по другим базам данных Ивакина Максима не чис-лилось нигде.
Всё стало по своим местам после одного документа, полученного из Государственного Архива Рязанской области.
В документах архив-ного фонда Рязанской духовной консистории в метрических книгах Сергиевской церкви села Фёдосово Шацкого уез-да Тамбовской губернии (современный Шацкий, бывший Можарский район Рязанской области) за 1917 год имеется актовая запись № 1 о родившемся мужского пола.
Имя родившегося: Максим (так в тексте оригинала, а не Михаил).
Дата рождения: 7 января 1917 года (старый стиль).
Дата крещения: 8 января 1917 года (старый стиль).
Родители:
Отец: Владимир Никитович (отчество – так в тексте оригинала) Ивакин.
Мать: Агафия Косьминична (так в тексте оригинала – это церковная форма того же имени и отчества Агафья Кузьминична) Ивакина. (ГАРО. Ф.627. Оп.279. Д.90. Л.84 об.)
Получается, что на каком-то этапе писарь записал вместо имени Максим имя Михаил. Попробуйте, при плохом почерке строчная буква «а» очень легко превращается в букву «и», «к» в «х», если к букве «с» приделать первый крючёчек от буквы «и», то получится «а», а оставшийся второй крючёчек от буквы «и» и буква «м» легко превращаются в «ил». Был Максим, стал Михаил…
15 ноября на братских захоронениях в городском сквере, в той части, где покоится прах авиаторов, погибших в годы войны в небе над городом Дно, будут преданы земле останки экипажа самолета ДБ-3ф №6111 816-го дальнебомбардировочного авиаполка 241-й бомбардировочной авиадивизии 6-й Воздушной Армии, погибшего 75 лет тому назад – 20 августа 1942 года при выполнении боевого задания по нанесению бомбового удара по аэродрому Гривочки.
Два экипажа однополчан будут покоиться в соседних могилах.
Они служили в одном полку.
Они летали в одном небе.
И на земле они будут рядом.
Пусть земля им будет небом…

Вместо послесловия


На момент подготовки этого материала еще не удалось найти родственников летчика, сержанта Ивакина Максима Владимировича и старшего сержанта, воздушного стрелка-радиста Савенко Александ-ра Ивановича.
Но в поисковом деле, как в штормовом море, то волна подбрасывает и информация о разыскиваемых родственниках и иной поисковый материал идут сплошным потоком, то «садишься на мель», и месяцами, а то и годами нет никакой информации и подвижки. Не стал исключением и этот поиск родственников, начатый 28 сентября 2015 года.
19 октября 2015 года был удачным днем. Спустя три недели от начала поисков были найдены родственники штурмана, лейтенанта Львовского, воздушного стрелка, старшего сержанта Козловского. К 22 мая 2016 года были найдены родственники штурмана авиаэскад-рильи, майора Хворостяного. Как поисковики говорят «поперло»…
И потом наступила тишина… Краснодар молчал. Рязанские архивы уточнили имя Ивакина и название района.
Но поисковик из Москвы Оксана Муха решила проверить «московский след» родственников Ивакина, так как в «Именном списке безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава частей 241 бомбардировочной авиадивизии» значилось, что в 1937 году его мать Ивакина Агафья Кузьминична проживала по адресу: г. Москва, ст. Серебряный Бор, маш.рем.завод, д. 4. Вы можете себе представить, что значит спустя 80 лет найти в Москве родственников людей, проживающих в то время по этому адресу? Оксаной было сделано огромное количество запросов в различные организации и ведомства, подключены все знакомые, связи, кладбища Москвы…
И вот 10 апреля 2017 года от нее приходит весть, что у сержанта, летчика Ивакина Максима был родной брат Сергей, который работал на заводе «29 НКВД» и призывался в 1944 г. в 287 запасной стрелковый полк войск НКВД.
Было установлено, что завод № 29 Главного Управления шоссейных дорог НКВД Союза ССР существовал в 1932-1951 годах в Москве на станции «Октябрьское поле» Московской окружной железной дороги (сейчас это район станции «Панфиловская» Московского центрального кольца). Этой информацией поделился Константин Стрельбицкий из Москвы. К 18 октября 2017 года, когда уже была назначена дата проведения торжественно-траурной церемонии захоронения останков экипажа в городском парке г. Дно, Оксане удалось установить, что Сергей Владимирович Ивакин остался жив и демобилизовался в 1951 г.
Атмосфера накалилась до предела. Успеем найти родственников до захоронения? Не успеем?
30 октября 2017 года поздно вечером от Оксаны Мухи приходит радостная новость – нашлась родная племянница нашего летчика Ивакина Максима Владимировича, Михайлова (Ивакина) Лариса Сергеевна, которая живет в Москве, хранит извещение о пропаже без вести своего дяди и статью из газеты 1942 года, в которой есть материал о нем… Известен номер ее телефона.
Сказать, что при таком известии испытываешь чувство радости за то, что общими усилиями удалось «вытащить» из небытия, из неизвестности еще одного без вести пропавшего, не вернувшегося с боевого задания советского воина, это, значит, ничего не сказать… Как говорят все поисковики, особенно те, кто работает с документами, с родственниками – за время поиска сродняешься с каждым солдатом, прикипаешь душой, так как узнаешь их семью, кто где учился, работал, куда переехал. И родственники делятся с тобой воспоминаниями, документами, фотографиями, которые они хранят с чувством надежды, что когда-то узнают о своем родном и близком им человеке, погибшем в годы Великой Отечественной войны, защищая свою страну и мир от «коричневой чумы».
Собравшись с мыслями и чувствами звоню Ларисе Сергеевне, чтобы рассказать, что найдено место гибели ее дяди – летчика, сержанта Ивакина Максима Владимировича, что 15 ноября состоится захоронение останков экипажа в г. Дно. Понимаю, что у нее некоторый шок… В голосе слышатся нотки напряженности и растерянности, затем радости…

…Ну вот и еще одна семья будет знать, где захоронен близкий им человек.
И что он не пропал без вести, а погиб как Герой…

Таким образом, на сегодняшний день не найдены родственники только старшего сержанта, воздушного стрелка-радиста Савенко Александра Ивановича с Краснодара.
Но поиск продолжается.
И здесь, к месту, хотелось бы вспомнить 9 ноября 2012 года.
В этот день проходила торжественно-траурная церемония захоронения останков экипажа бомбардировщика Ил-4 4 авиаполка 3 авиадивизии Авиации Дальнего Действия, погибшего 5 ноября 1942 года при нанесении бомбово-штурмового удара по аэродрому Гривочки, и обнаруженному у д. Скобенец. На момент захоронения никак было не найти родственников штурмана, младшего лейтенанта Ивана Константиновича Богданова 1919 г.р., уроженца Мордовской АССР с.Чек-Полянки. Искал я их и в Мордовии, и в близлежащих регионах – Чувашии, Нижегородской, Ульяновской, Пензенской, Рязанской областях, используя все средства массовой информации. Безрезультатно.
А в 2015 году жительница г. Старый Оскол Белгородской области Валентина Николаевна Посметухова решила собрать материал о своем родном дяде (брате отца) Богданове Иване, авиаторе, пропавшем без вести в 1942 году. Стала просматривать всевозможные сайты, ролики региональных телерадиокомпаний и узнала, что в 2012 году останки штурмана Богданова Ивана Константиновича, вместе с останками других членов экипажа были обнаружены и торжественно захоронены в нашем Дно.
Вот выдержки из ее письма, написанного мне в мае 2015 года:

«Здравствуйте, Сергей!
Очень Вам признательна, что откликнулись. И низкий поклон за то, что вернули имя и память моему дяде и его экипажу.
Я, Валентина Посметухова (Богданова), мне 49 лет, я живу в г. Старый Оскол Белгородской обл. Мой папа Богданов Николай Константинович 1930 г.р. (у меня есть папино свидетельство о рождении). Он родился в Чек Полянки. Родители Богданова Анна Степановна, Богданов Константин Федорович. Я их никогда не видела, но папа очень много рассказывал о своей семье. Я с детства знала, что его самый старший брат Иван был летчиком, пропал без вести. Всего их было семеро детей, сейчас уже никого нет в живых, но все были достойными людьми.
Сведения об Иване Константиновиче нашла еще в 2011 на сайте Мемориал. Считаю, что мы должны знать о своих корнях. А в этом году перед Днем Победы, решила для своей семьи сделать повествование о наших родственниках, участвовавших в ВОВ (где воевали, звания, фото, награды, судьба), а заодно уже давно собираюсь написать (вернее хотя бы начать) историю своего рода.
Пока взять информацию можно только из Интернета. Сначала нашла наградной лист. Была очень горда за дядю. А потом…
Сейчас уже точно не помню текст строки поиска (Мордовия...........), но где-то 5-6-й сайт, в тексте «…нашли самолет ИЛ-4.... ищут родственников... мать Богданова Анна Степановна»… У меня был шок: это же моя бабушка. Это был сюжет с Мордовского телевидения, я даже не сразу поняла, что это было еще в 2012 г....
Охватывали такие чувства… В голове крутились мысли – человек не может просто так пропасть без вести…
И было досадно и больно, что не нашлись только дядины родственники. Очень хотелось кричать, громко кричать: «У него тоже есть родные и те, кто его искали и ищут, кто его помнят, хотя никогда и не видели».
Я хочу поблагодарить всех, кто его нашел, кто повернул вспять время, и теперь нет этой обреченной фразы «Пропал без вести». Нет, он не пропал, а погиб в 23 года, защищая нашу землю. Мы считаем его настоящим героем, погибшим так рано.
Автор этого сюжета была Юля Храмова с ВГТРК-Мордовия, нашла ее в соц. сетях через ее подругу.
Потом я нашла, где и когда он похоронен.
Эта история показала, сколько у нас в стране неравнодушных и отзывчивых людей…».

Ну, а чуть позже, нашлась и фотография штурмана Богданова…

И в завершение такого объемного материала, опубликованного в трех номерах нашего «Дновца», вновь я обращаюсь к вам, дорогие мои земляки! Если вы знаете о неизвестных ранее одиночных или групповых захоронениях советских воинов, о заброшенных захоронениях советских солдат, мес-тах падений советских самолетов в годы Великой Отечественной войны, если вы помните, что вам об этом рассказывали ваши родители, дедушки и бабушки, если вы можете как-то указать это место – я жду ваших сообщений в любом виде.

Сергей ЕГОРОВ, директор муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного
образования детей», член Российского Военно-исторического общества