Печать
Категория: Город и горожане
Просмотров: 892

Раиса родилась 19 июня 1939 года в Ленинграде. Её мама работала на фабрике, а отец – на стройке. «Когда началась война, моя сестра Нина гостила у бабушки в Старом Селе Лукомского сельсовета, а мне было всего два года. Мы с мамой остались в Ленинграде, так как не успели уехать, в саду был карантин. На руке каждого ребёнка был браслет, на котором был написан год и месяц рождения, а также фамилия, имя и отчество. Знаю, что в детсадовской группе, которую эвакуировали по Ладоге, было много детей, у которых были обморожены то руки, то ноги.
Жили мы в доме № 2 по улице Земледельческой. Мама часто рассказывала, что кормила в основном меня корочками хлеба, размачивая их в воде, а днём водила меня в детский садик. Во время блокады отца не было с нами, так как его вместе с заводом эвакуировали в Башкирию. Жить было тяжело, по словам мамы, дрова у нас все украли, а из дома ей пришлось продать все вещи или обменять их на еду. Когда наступила вес-
на, и сошёл снег, под ним обнаружилось много трупов, которые приходилось убирать, а ещё нужно было рыть окопы. Мама часто вспоминала, что в городском парке не было ни одной травинки, вся трава шла на еду блокадникам. Каждый свободный клочок земли раскапывали и сажали овощи. В 1942 году нас эвакуировали по «Дороге жизни», и мы смогли добраться до отца в Башкирии, где и родилась ещё одна моя сестра Тамара. После войны семья вернулась в Старое Село, и мы все стали работать в колхозе «Красное село».
Себя я помню с возраста восьми лет. А ещё очень хорошо запомнила голод в 1947-1948 годах. В то время мы ели всё подряд: сушили полевой хвощ, щавель, клевер, вместо сахара у нас была свекла. Выручал нас лес, собирали чернику, бруснику, грибы. Мама пасла овец, телят, а мы все ей помогали. Умели мы, девчонки, стреножить лошадей и довести их до пастбища, помогали родителям на сенокосе.
После десятилетки я уехала на целину, вышла замуж, и, проработав там 37 лет, в 1994 году мы вернулись в Дновский район. У меня есть сын и дочь и уже родились две правнучки. Самое моё большое желание, чтобы никогда не было войны! И ещё одно пожелание – относитесь бережно к хлебу! У меня самой навсегда сохранилось к нему трепетное отношение. Я никогда не выбрасываю хлеб, а беру его в магазине ровно столько, сколько мне нужно, потому что помню рассказы матери, потому что хлебушек спас меня в то страшное, голодное блокадное время!».


Марина МИХАЙЛОВА,
фото автора