Печать
Категория: Город и горожане
Просмотров: 1050

29 февраля – 1 марта 2000 года 6-я рота 2-го батальона 104-го гвардейского парашютно-десантного
полка 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии (Псковской) под командованием гвардии подполковника М.Н. Евтюхина вступила в бой со значительно превосходящим по чис-ленности отрядом чеченских боевиков, руководимых Хаттабом, под Аргуном в Чечне, на рубеже Улус-Керт – Сельментаузен. На узком двухсотметровом перешейке (высотка 776,0) между горой Истыкорт и селом Улус-Керт смертью храбрых пали 84 бойца, почти треть из них похоронены на Псковской земле. Уцелели немногие.
О том, что один из очевидцев тех трагических событий – Николай Андреев – наш земляк, мы знали давно, о нём газета «Дновец» писала в авгус-
те 2001 года. Мы напомним, как Николай, обыкновенный мальчишка из деревни Скобенец Дновского района, почти пять лет провёл на самой настоящей войне.
Родился Николай в 1977 году, рос в деревне и помогал своей семье по хозяйству. Обучался в Выскодской неполной средней школе, затем отучился на механизатора широкого профиля в профучилище № 10.
Получив водительское удостоверение, Николай устроился механизатором в «Красное Знамя», но проработал недолго – пришла повестка в военкомат. Комиссия его признала годным к службе без ограничений. Попал в «учебку» Сертолово-2 (мотострелковые войска). Стал командиром отделения, младшим сержантом, а через пять месяцев, в числе многих, оказался в Грозном. Служба как служба: наряды, дежурства, «зачистки» местности. Только действия мотострелков были не учебные – настоящие, боевые. После того, как Николай отслужил срочную службу, он вернулся домой. Затем заключил двухгодичный контракт на сверх-срочную службу опять в Чечне, но уже в составе вновь сформированной дивизии воздушно-десантных войск. Там было сложнее, но он служил честно. Через три месяца Николай заключил новый контракт и стал оператором-наводчиком БМД (боевая машина десанта), затем механиком-водителем 6-й роты 3-го батальона 104-го отдельного воздушно-десантного полка в Черёхе. Очень скоро он вновь оказался в «горячей точке» – десантники вылетели в Чечню. Многие месяцы они выполняли привычную работу: выходили в разведпоиски, дежурили на блокпостах, при необходимости в числе первых вступали в бой.
Так продолжалось вплоть до злополучного февраля-марта 2000 года. Группировка Хаттаба численностью более полутора тысяч боевиков пыталась вырваться из окружения, прорвать блокаду и уйти. На пути бандитов встали псковские десантники. Рота пешим порядком двинулась на высоту, а механикам-водителям БМД был отдан приказ оставаться в своих машинах. Именно это обстоятельство, считает Николай, и спасло его от гибели. Из механиков погиб только один человек, он встретил смерть у подножья высоты в своей боевой машине. Невидимая для их глаз схватка была жаркой, но никто и не предполагал в те часы истинных масштабов потерь. Неравный бой продолжался более девятнадцать часов. Уже позднее, когда подоспела помощь, механики сами выносили с поля боя тела погибших товарищей. Видавшие виды десантники не скрывали своих чувств, в которых боль перемешивалась с яростью и ненавистью к бандитам. Но 6-я рота не погибла, уже 10-го марта прибыло новое пополнение, и служба продолжилась. Лишь 8 ноября пришёл приказ о возвращении домой.
В 2001 году Николай женился и вместе с супругой Светланой переехал в Санкт-Петербург. У них родились сыновья Никита и Женя (оба уже старшеклассники). Мальчишкам Николай прививает любовь к Родине, о войне при них вспоминает очень редко. Отца ребята уважают и гордятся им, оба хотят служить в армии, чтобы там стать настоящими мужчинами.
Наш герой работает в сфере строительства. В ближайшее время Николай планирует строить дом в деревне Белошкино, мечтает вернуться в родную деревню, когда пойдет на пенсию.
В день гибели 6-й роты Николай ходит на Серафимовское кладбище, где похоронен один из бойцов. С сослуживцами общается чаще по телефону, так как все живут в разных городах.
Боль и отчаяние до сих пор не покидают Николая, даже во сне память возвращает его в те первые дни вес-ны и он помнит как: «Уходили они под свинцовые трели, и весенние дни в их глазах леденели…»
Прости 6-я рота, Россию и меня…

Нина АФАНАСЬЕВА