Первое апреля – День смеха
В нашей стране синонимом слова «смех» стал Клуб Весёлых и Находчивых (КВН). Раньше в Дно тоже проводились игры среди учащихся школ. До нашего времени эта традиция, к сожалению, не дошла.
Не было и минуты свободного времени
Раньше, когда работала 53-я школа, в ней дети получали восьмилетнее образование и в девятом классе переходили в школу № 50 в «Б» класс, также в этот класс попадали выпускники из сельских школ. В «А» классе были ученики, которые с самого первого класса учились в пятидесятой школе. Так и формировалась конкуренция между учащимися. Каждый класс всегда и во всём сравнивался с параллельным, дети чувствовали дух конкуренции между собой.
Евгения Николаевна Закатова училась в «А» классе. «Мы всегда чувствовали себя своеобразной элитой школы», – усмехается она. Окончила школу в 1966 году, скоро будет праздновать с одноклассниками юбилей – 50 лет со дня выпуска.
Она рассказала, что в ее школьное время проводилась масса всевозможных мероприятий, и организовывали их сами ученики. Компьютеров, как и телевизоров, не было, но это детей нисколько не печалило. Некогда было найти даже минуты свободного времени. Ни национальность, ни должность родителей не играли никакой роли в дружбе, а проводимые мероприятия ещё больше всех сплачивали. Многие сегодня ёрничают, что дети того времени «ходили под барабанный бой», а ничего подобного. Они не были равнодушными ни к чему, на всё имели своё собственное мнение. Среди всевозможного досуга был и КВН. В него начинали играть ребята, как только переходили в 9 класс. К номерам готовились заранее – за два месяца. Материалы черпали из библиотеки и молодёжных журналов того времени, таких как «Юность». Сколько нужно было материала перечитать, чтобы найти что-то достойное… Для номера подбирали разные курьёзные ситуации, смешные пьесы и анекдоты. Выис-
кивали везде, где только можно и нельзя. «Очень много времени проводили за чтением, не зря тогда наша страна была самой читающей в мире». В команде состояло около десяти человек с каждого класса.
Евгения Николаевна вспоминает, что она была старостой, поэтому чувствовала на своих плечах особый груз ответственности за команду. За год проводили три-четыре игры в КВН. Учителя никого ни к чему не обязывали, лишь поддерживали «бурлящую» детскую натуру, иногда только сами просили развеселить народ и предоставляли помещение.
Или метла или лавра победителям
Участники команды сами договаривались между классами, когда им провести следующую игру. Решение принималось спонтанно, когда появлялась всеобщая «потребность» в новом состязании. На репетициях всей командой дружно обсуждали, что будет лучше, а что хуже для номера. Споры, естественно, были, но в пределах разумного. В жюри приглашались педагоги, а посмот-реть выступления и поддержать любимую команду приходила вся школа. Болельщики придумывали «кричалки», рисовали плакаты, а также сопровождали выступления громким смехом и аплодисментами. Несмотря на это, на сцену выступающие выходили с настроем «или метла или лавра победителям». «За нас болели с такой страстью, что и не передать словами!». В программу выступления входили разные этапы: литературный, исторический, на котором команды задавали друг другу вопросы «с подковыркой», театральное выступление – небольшая сценка в 5 – 10 минут (желательно из школьной жизни, один исполнял роль учителя, а другие роли учеников), музыкальный номер и особый номер на сообразительность и смекалку. Критерий для победы был простой – главное, чтобы зрители смеялись. Этапы проходили поочерёдно. Команды выступили – жюри оглашали свои оценки, и игра продолжалась дальше. Весь КВН проходил в пределах двух часов.
«КВН – это моё самое яркое воспоминания со школьной жизни» – подвела итог Евгения Николаевна.
Возрождение
В 2004 - 2005 учебном году КВН решили «возродить». Инициатива пришла из Управления образования. От каждой школы выставлялась своя команда. «Всего успели провести четыре игры, по одной в один учебный год. Мероприятия проводились в феврале и марте. Во всех играх первые места занимала команда МОУ «Гимназия», – рассказывает Лариса Анатольевна Петрова.
Каждый год была разная команда с новыми участниками. Возрастной состав команды начинался аж с четвёртого класса, а заканчивался одиннадцатым! Некоторые ребята, так называемый «костяк» команды, переходили из года в год. Всего в играх участвовало порядка пятнадцати человек. Первая команда называлась «Бригада», вторая – «Любовный вирус», а третья – «Высшая лига».
В школе никого нет, кроме команды КВН!
Подготовкой руководила лично Лариса Анатольевна. «Ребят нужно было просто собрать в одном месте, а все материалы они готовили и приносили сами», – вспоминает она. Готовились они практически всё своё свободное время. «Вконтакте» тогда не было, и все между собой созванивались. Если приходила в голову хорошая идея, то позвонить в час или два ночи – это было вполне нормальным явлением. Шутки придумывали, даже сидя на уроках. Репетиции проходили в школе. Дети их не пропускали, им просто не позволяла совесть. Чтобы не прийти на репетицию, нужна была очень веская причина. И мороз за минус тридцать градусов, и выходной день никого не останавливали! «В школе никого нет, кроме команды КВН!». Получить первое место для ребят было настоящим праздником, некоторые выходили за грамотой со слезами на глазах. Что не удивительно, каждый участник ощущал груз ответственности на своих плечах за всю команду, ведь столько работы было проделано! Уходило по несколько месяцев на репетиции, сбор и переработку материалов. Юмор старались делать тонким и интеллектуальным.
Процесс игры
Выступление одной команды содержало несколько этапов: приветствие, вопросы и домашнее задание. В один год проводился отдельный конкурс капитанов. Каждый этап был строго ограничен по времени, жюри включали секундомер. Мероприятия проходили в Районном культурном центре. В жюри сидели всегда новые лица. В первый год заседали исключительно представители Администрации города и Управления образования, затем стали приглашаться те люди, которые сами умели шутить, с «проверенным» чувством юмора. Особо следили за беспристрастностью судей: ни у кого не должно было быть общих знакомых среди выступающих команд. На игры приходило посмот-реть огромное количество людей. Собирали целый зал. Стулья стояли даже между рядами, но места всё равно не хватало, и некоторым приходилось стоять у стен. Зрители болели за любимые команды горячо и громко, рисовали огромные плакаты для поддержки участников. Хоть после игр среди команд и была настоящая вражда, но это всегда придавало сил для новых выступлений, «подстёгивало» конкурсантов. У всех выпускников после школы оставались лишь светлые и тёплые воспоминания касательно КВНа, говорят о нём до сих пор с горящими глазами. Лариса Анатольевна и сама бережно хранит у себя шутки, фотографии и видеодиски со старых выступлений.
Наше время
Недавно Управление образования снова выдвигало инициативу возвращения КВНа. Но позиция Ларисы Анатольевны такова, что сейчас у детей смыта грань «дозволенности». Они легко могут переступить черту этики юмора, опошлив шутки, не понимают, как можно пошутить, а как уже не стоит. Чем младше ребёнок, тем ему кажется более «крутым» взрослые шутки. Да и инициативу, такую как раньше уже сложно найти.
Лена ГОЛУБЕВА